cropped-znamenie-e1460068607782.jpg
Домодедовская муниципальная газета "Призыв"Новости, интервью, очерки, зарисовки, оперативная и официальная информация, рекламные объявления

Следовать за Христом

Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мной, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Заведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Заведея в лодке с работниками, последовали за Ним (Мк. 1;16-20).

Какой отклик ожидал Иисус от тех, кто услышал проповедь о приближении Царства Божия? Одни услышали и пошли дальше: поживем – увидим. Другие – задумались, рассказали своим знакомым и родственникам, третьи – начали готовиться к его наступлению. А еще одни, поразмыслив, решили, что не нужно ничего менять, все должно остаться так, как есть. Мир не изменить, а нас все устраивает. Сейчас мы интегрированы в существующую систему отношений, занимаем достойное, обеспеченное положение в обществе – и все это хочет разрушить какой-то нищий галилейский проповедник?! И тогда они задумали вначале объявить сумасшедшим (или бесноватым по тогдашней терминологии) этого назойливого проповедника, а потом и вовсе Его убить. Иисус, несомненно, знал о существовании и первых, и вторых, и третьих…

Для тех, кто принял призыв Иисуса в свое сердце, первая возможность состояла в том, чтобы качественно изменить, придать новый импульс уже существующей системе отношений между людьми в тогдашнем палестинском обществе: с власть имущими, с соседями, в семье, в религиозной общине. Например, вот принцип отношения к власти: кесарево кесарю, а Божие Богу (Мк. 12,17), в семье принцип нерасторжимости брака: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Мк. 10;11,12), основной принцип религиозной жизни: оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5,24). А еще не просто любить тех, кто нас любит, но любить даже своих врагов, благословлять тех, кто проклинает, делать добро тем, кто ненавидит, и молиться за тех, кто обижает… (Мф. 5,44). Это требует мужества, решимости, – сказать злу: нет! – во всех его проявлениях.

А для тех, кому слова Христовы открыли Царство Небесное как новую и совершенную реальность, которая превосходит реальность настоящей жизни, уже невозможно было оставаться как прежде. Для них оставалась единственная возможность – выйти из существующей системы отношений (общественных, имущественных, государственных, семейных, родственных и иных многих, которые связывают человека) и перейти в совершенно иную реальность, в которой нет начальников и подчиненных, должников и кредиторов, властных и бесправных, знатных и безвестных, – где все друг другу братья и сестры.

Иисус идет к Галилейскому морю и видит двух первых попавшихся Ему рыбаков, Симона, будущего апостола Петра, и Андрея, которые занимаются ловлей рыбы. Он говорит им: идите за Мной, я сделаю вас ловцами человеческих душ. Если бы Иисус предложил научить их более эффективному способу ловли рыбы или новым приемам починки рыболовных сетей, то надежды на успех было бы больше. Они – рыбаки, они ловят рыбу для своего пропитания, какое им дело до других людей?! Но, несмотря ни на что, они бросают свои сети и идут за Ним. Почему они готовы оставить привычные занятия и следовать за малознакомым проповедником, дающим странные обещания?

Да не простые они рыбаки, у которых одна мысль – накормить себя и свою семью. Они задумываются о смысле жизни, о судьбе своего народа, о Боге и Его Царствии. Поэтому они приходят к Иоанну Крестителю, становятся его учениками (Ин. 1;40,41), слышат от него, что Иисус – Агнец Божий (Ин. 1,36). Петр и Андрей – не легковерные люди, способные подпасть под чье-либо обаяние и поверить самым невероятным обещаниям. Их решение следовать за Иисусом осмысленно и продуманно. Эта галилейская встреча – ответ на их молитвы о встрече с Богом.

Два другие брата, Иаков и Иоанн, оставляют своего отца в лодке, правда, не одного, а с работниками, и идут за Иисусом. Их отец Зеведей не бранит и не удерживает их. Он извиняет горячность юности и понимает, что к рыбной ловле они всегда смогут вернуться… Но ни для Иакова и Иоанна, ни для Петра и Андрея пути назад не будет, Иисус откроет им реальность Царства Божия не на словах, а в действии.

Иисус как тогда, так и сегодня призывает одних оставить все и следовать за Ним, а других остаться и деятельно ждать Его возвращения. Иисус Христос зовет каждого в свое Царство через людей, через различные обстоятельства нашей жизни. Если мы не закрываем глаза, не затыкаем уши, не оставляем все игре случая, то Его призыв несомненно будет расслышан.

Священник Алексий Филякин.