cropped-znamenie-e1460068607782.jpg
Домодедовская муниципальная газета "Призыв"Новости, интервью, очерки, зарисовки, оперативная и официальная информация, рекламные объявления

Вокруг Пасхи течет наша жизнь

Копия volochov

Дважды создавал Пасху Господь, и две Пасхи знает человек. Первая была тревожная и грозная,  означала минование, прохождение мимо ангела-губителя. Она означала пощаду и была в начале долгого пути. А мы встречаем нашу Пасху, как будто на другом уже берегу. И не мимо наших дверей прошел Господь, а остался с нами. Что для нас означает теперь  само это слово «Пасха»? Может быть, то, что  пощада и избавление уже пройдены что они  у нас  за спиной? Что мы уже прощены и избавлены? Конечно, сегодня это так,  и наверняка так. Потому что ещё недавно, вчера и до этого много и много раз мы просили духа целомудрия,  любви и терпения – неужели мы ничего не получили? Этого не может быть, потому что Господь всегда даёт просящему человеку. Мы отрекались от праздности и уныния, мы просили отнять от нас дух празднословия и  дать нам силы не осуждать того, кто рядом. Что худого мы просили? И разве помедлит в этом Господь, разве не услышит? А если услышит – разве мы не изменились, не стали другими?

Когда кончаются испытания, когда прекращается война – радуются все, кто бился и кто ждал, кто терпел плен или сеял хлеб для солдата — ведь о каждой  человеческой жизни шёл спор. Но мы сегодня радуемся больше других и особенно. Потому, что мы сами воевали. Мы воевали, и сегодня мы с Победителем вместе.

Нам, наверное, надо снова поменять календарь – потому что именно вокруг Пасхи течёт наша жизнь, и выше её нет ничего  – дальше мы будем только спускаться. Так непрочно и непостоянно мы устроены – нам и месяца не сохранить в полноте этого света и этого счастья. Но сегодня мы на горе, на самой её вершине, нам сегодня всё видно далеко и мы видим, как чудно Господь всё устроил. И видно отсюда: кто будет свою жизнь так идти, от Пасхи к Пасхе, по величественному этому кругу – не собьётся, не разочаруется и не заблудится никогда.

Медлящему и неверующему можно сказать: « Посмотри на огонь, разгорающийся в субботу на гробе Победившего  смерть. Посмотри – среди нас не так много тех, кто может расчислить время Пасхи. А огонь легко находит этот день. Как это может быть?»  И рассудительный этот огонь – сегодня похож на веру нашу – она горит, но не обжигает, не жжет нашу совесть изнутри.  Потому что сегодня другой день и мы другие – удивительно это для нас, но мы не можем ни ошибиться, ни запутаться.

Сегодня  — всё новое. И не потому, что мир Божий вдруг весь преобразился в одну эту чудную ночь. Мир остался тем же, по крайней мере в тех пределах, которые различает наш зрачок. И мы внешне остались теми же. Но вот внутри  нас не так – что присоединилось к нам сегодня и чувства наши обновились, и мы видим всё теперь новыми своими глазами. Мы недавно, ещё вчера, читали про горы, которые резвятся, как овцы в поле, про холмы, которые скачут, как ягнята, а сегодня видим, что это действительно так или может быть так —  по крайней мере, ничего невероятного и даже символического для нас в этом  нет.

Сегодня всё новое, а нам наоборот – молодые, пятилетние наши кирпичи кажутся древними уже стенами. Потому что, скоро вот уже в двухтысячный раз, растекается Воскресение по Земле и, если мы  ему сегодня сопричастны, то и все эти годы не рядом ли была душа наша? Всё соединил и смешал сегодня Господь, всё сорастворилось, но нам не страшно и даже не тревожно совсем, потому что чудо  прежде всего в нас и нам оно естественно.

А ещё, говорит нам святитель Григорий Нисский «…поелику сия светозарная ночь, соединившая свет лампад с лучами раннего солнца, произвела один непрерывный день, то мы, братие, размыслим о пророчестве, которое говорит, что сей день, его же сотвори Господь. Дело для этого дня не тяжёлое и трудное, но удовольствие, радость и веселие, потому, что так говорит нам слово Божие: возрадуемся и возвесилимся вонь. О прекрасное занятие! О сладостное повеление!..  Радость — дело, а веселие – приказ, через исполнение которого разрешается осуждение за грех и печаль превращается в радость. Таково решение мудрости: в день радости – забвение зол…».

Иногда кажется, что в том евангелии, помнишь, про человека, которого подобрали на улице и привели на пир вместо отказавшегося званного, но оказавшегося без одежды брачной, речь идёт именно о том, кто не умел радоваться в праздник Господень. И нам теперь, чтобы пост наш не прошёл впустую, чтобы покаяние наше не было напрасным, повелено радоваться до самой глубины сердца. Как вчера вздох и внутренние кипящие слёзы о несовершенствах наших, силились доказать  самим себе и Господу, что мы Его, что мы Христовы, так веселие наше сейчас будет твёрдым утверждением, что воистину воскрес Господь наш Иисус Христос!

Протоиерей Александр Волохов,
настоятель Никитского храма с. Никитское