cropped-znamenie-e1460068607782.jpg
Домодедовская муниципальная газета "Призыв"Новости, интервью, очерки, зарисовки, оперативная и официальная информация, рекламные объявления

А кто-то тихо затворяется в келье

Копия volochov«… Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.  Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.  У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.  И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.  Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно…»

Легко сказать, что Нагорная проповедь, учение Спасителя, вообще всё Евангелие – для внутреннего человека. Легко сказать так,  потому что в этом много правды. Если мы посмотрим честно вокруг себя, мы увидим, что православных государств, царств и империй не получилось. Удивительным явлением была, конечно, Византия. Она просуществовала  больше тысячи лет.  Сейчас её много критикуют, даже люди церковные критикуют. Напрасно, это была всё равно вершина христианской государственности, какой только можно достигнуть на земле. И умерла она просто от времени – тысяча лет очень большой срок для государства. Сравните – древний Рим просуществовал меньше восьмисот и умер от дряхлости. А Византия погибла в бою, в сражении с очень сильным противником, который завоевал потом половину цивилизованного мира…

«… Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного…»

И потом дальше: «…  И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою…»

Для нас теперь не составляет большого труда объяснить эти слова Спасителя. Милостыня нужна тебе, а не тому, кто у тебя её просит. Это твой диалог, твой пожизненный разговор с Богом. Господь задает тебе вопрос, посылая такого человека. И ты в сердце своём отвечаешь ему.  Сердцем своим отвечаешь, а не деньгами в кошельке.  А молитва – образ сокровенной близости. Это как любовь между мужчиной и женщиной, где тоже всё втайне и наедине.

Мы говорили уже, что по духу Евангелия,  учения Христова, всё, что происходит с человеком, происходит между ним и Богом. Серафим Саровский говорил, что всё, что человек делает не Бога ради, вне своих отношений с Господом, не приносит душе человеческой никакой совершенно пользы. Всё, что делается для зрителя, видимого или невидимого,  превращается в сор и хлам.

А вокруг нас  совсем иное.  Человек, наверное, никогда не был так публичен, как сейчас. Он никогда практически не бывает один. О милостыне поют по телевизору. Помните – к нам приезжали какие-то странные люди и у нас молились целыми стадионами?  Впрочем, наверное, и всегда так было – ведь отчего-то бежали люди в далёкие пустыни, чтобы оставаться одному

Иногда кажется, что наше колебание между внутренним, потаённым и тем, что происходит с нами на виду, и есть духовная жизнь. Или большая часть её.  Сегодняшние слова Нагорной проповеди говорят об этом – сам выбор между Богом и миром есть важнейшая часть человеческого бытия. Не результат даже важен, а сама наша привычка выбирать в пользу внутреннего и духовного

Для практической жизни это всё не очень рационально. Скорее наоборот – обременительно и уязвимо. Поэтому и разрушались царства и империи, желавшие жить по Закону. Но ведь и Царство это, и народ его, по сути, без границ и без времени. И вечно существует наша блаженная Византия, от первых праведников до наших новомучеников и блаженной Матроны. И уверяю вас, что сегодня, где-то далеко-далеко, где-нибудь на мысе Горн или в Антарктиде кто-то тихо закрывает дверь в свою келью, чтобы остаться один на один. Больше того, будьте уверены, что один – два таких человека обязательно найдутся в соседнем доме. Потому что на самом деле Человек не может без этого существовать…

Протоиерей Александр Волохов.