cropped-znamenie-e1460068607782.jpg
Домодедовская муниципальная газета "Призыв"Новости, интервью, очерки, зарисовки, оперативная и официальная информация, рекламные объявления

Если ты хочешь, чтобы зла не было вовсе

Копия volochov«…Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.  А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;  ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;  ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.  Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого…»   

Тут, кажется, нет для нас ничего сложного.  Разве только сам обычай говорить что-то с клятвою почти совсем забыт – мы сами не очень  твердо верим в окончательную силу своих слов и понимаем, что другие им тоже не очень-то поверят.  Так что особого резона в клятве нет, она только усилит подозрение. Христос говорит, что когда ты клянешься, ты присваиваешь, то, что тебе не принадлежит и не может принадлежать. Даже если я скажу, что клянусь своей бородой, я слукавлю – не такая она уже и моя, эта борода, и выросла у меня вовсе не потому, что я так придумал. Пожалуй, у нас ничего и нет своего, разве только то, что мы сами присвоили себе совершенно незаконно. Будем считать, что по незнанию и  рассеянности.

  Мы с вами не останавливаемся подробно в этом месте, потому что действительно тут нет ничего особенного и сложного для понимания – не всегда Священное писание сложно и многослойно. Но и потому ещё, что следующие стихи совершенно неожиданны и  поразительны по смыслу. Даже для нас, прочитавших Евангелие не один раз.      

«…   Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.  А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;  и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;  и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два…»  Эти слова обычно вспоминают  люди нецерковные, когда говорят об учении Христа.  Может быть, потому, что из Ветхого завета чаще другого вспоминают «око за око».

  К слову сказать, «око за око» — вовсе не формула мести, а формула ограничения. Тут говорится, что, если человек выбил тебе глаз, ты не можешь его за это лишить жизни. Самое большое, что ты можешь ему сделать, так это тоже выбить ему глаз.  А за выбитый зуб ты можешь выбить ему только зуб. И то, если пожелаешь. Ты не обязан местью восстанавливать свою честь и ущерб. Но, если ты захочешь воспользоваться своим законным правом потерпевшего, ты можешь сделать ему только то, что сделал тебе он. Это для своего времени была высокая юридическая норма. Она не была достоянием только Моисеева закона, в кодексах Хаммурапи, а они видимо немного старше книг Моисея, действует тот же принцип – ты можешь сделать то, что сделали тебе. Хотя это не очень справедливо – ты ведь совершенно не собирался ломать кому-то руку или выбивать зуб. Тебя втянули в этот обмен не по твоей воле и воздаяние, наверное,  должно это учитывать. В общем, это совсем не простая юридическая проблема.

       Но Господь решает её совершенно поразительным образом. Он ничего не говорит о справедливости и ничего не говорит об обидчике. Он говорит только о тебе. Он говорит, что если ты сталкиваешься со злом, единственное, что ты можешь  сделать,  так это не удваивать его. Действительно, зуб за зуб и око за око – это просто два выбитых зуба и два выбитых глаза. Два оскорбленных и изувеченных человека. Если же ты примешь всё это на себя, то…  Да нет, не останется неотмщенным твой одинокий зуб. Вообще ничего не будет.  Всё просто аннигилируется. И останется только твоя победа, победа духа над болью плоти и унижением.  Поэтому Иисус говорит про вторую подставленную щёку – если человек из ненависти ударил тебя один раз, но ненависть в нём ещё осталась, дай ему ударить себя ещё. И её, этой ненависти, не останется вовсе – ведь ты всё это выдержишь и поглотишь в своим миролюбием и совершенством, потому что ты хочешь жить по заповеди, ты хочешь, чтобы зла не было вообще…

        Особенно удивительно в этом повороте мысли Христа исчезновение обидчика, другого, объекта, на которого ты бы мог распространить закон и справедливое воздаяние. Кто ударит, кто захочет, кто принудит – за этими словами нет личности, только слабая тень. И получается, что в противостоянии Злу у тебя нет противника, есть только ты сам. Это, конечно же, была совершенно новая мысль.  И в реалиях даже сегодняшней нашей жизни, спустя две тысячи лет, она продолжает нас удивлять своей практической новизной.    

Протоиерей Александр Волохов.