cropped-znamenie-e1460068607782.jpg
Домодедовская муниципальная газета "Призыв"Новости, интервью, очерки, зарисовки, оперативная и официальная информация, рекламные объявления

Чудо освобождения

Читая Евангелие

И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее (Мк. 1;21-28).

Иисус приходит с апостолами в Капернаум, вероятно из Назарета, по пути из которого, у Галилейского озера, Он призвал Петра, Андрея, Иакова и Иоанна к апостольскому служению. Капернаум во времена земной жизни Иисуса Христа был довольно оживленным рыбацким поселком, расположенным на пути из Кесарии Палестинской в Дамаск. В нем была синагога и таможня.

В субботу Иисус заходит в синагогу, место молитвенного собрания иудеев. В субботу в синагоге читались отрывки из книг Закона и Пророков, на которые учителя (раввины) произносили проповедь, комментируя прочитанное. Как это происходило – кратко описано у евангелиста Луки (гл. 4), когда сам Иисус читал книгу пророка Исайи в синагоге Назарета.

Но евангелист Марк не говорит ни слова о том, что было прочитано, ни о том, чему же учил Иисус в синагоге Капернаума. Он только сообщает, что слова Господа произвели неизгладимое впечатление на слушателей. Они были потрясены учением Его. И дело здесь совсем не в том, что Иисус красиво и изумительно говорил, – нет! Господь всегда общался со своими слушателями на простом и понятном языке, но удивительно живом, так что каждое слово проникало в сердце и оставалось в памяти. Не красота слова и витиеватость речи так поразили слушателей, а сила, с которой эти слова были произнесены.

Можно говорить о Боге правильные и нужные слова, но так и не почувствовать Его присутствие в своей собственной жизни. Чего хуже, можно убеждать других в необходимости исполнять заповеди Божии, но самому не пытаться жить в соответствии с ними. Можно на все случаи жизни уметь привести цитату из Священного Писания или из изречений Святых отцов, но остаться пустословом! Это внешнее знание, достоверность которого не была проверена на собственном опыте, – неубедительно. Чего, например, стоит свидетельство человека, который говорит, что легко построить дом, сделать ремонт в квартире, “намалевать” картину, “настрочить” целый роман, “пиликать” на скрипочке – если он сам этого никогда не делал, да и делать не пытался?! Конечно, грош цена таким заявлениям!

А в духовной жизни? Вот мы говорим, что Бог есть любовь. Но ощутили ли мы, хотя бы отчасти, любовь Божию в своей жизни? Если ощутили, то почему тогда мы не любим своих ближних, относимся к ним с пренебрежением или, по крайней мере, с безразличием? Ведь любовь порождает любовь. Когда любишь и любим, хочется любить весь мир, подарить свою радость всем!

Иудейские книжники хорошо знали Писание, они утешали себя мыслью, что им известна во всей полноте воля Божия. Они полагали, что уже само по себе это знание о Боге ведет их к спасению, ставит в привилегированное положение по отношению к другим. Они с пренебрежением относились к людям, которые были лишены этого знания. Они говорили: народ невежда в законе, проклят он (Ин. 7;49). Иисус же никого не прогоняет, а всех призывает к Себе: придите ко Мне (Мф. 11;28), приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6;37). Отошедших не проклинает, сохраняя свободу волеизъявления за человеком.

Само греческое слово ογραμματες, переводимое как книжники, буквально читается как грамотеи. Эти вот грамотеи знают как правильно, как должно быть. Их можно сравнить с врачом, которого научили, как нужно лечить, но сам он еще никого не вылечил, со строителем, который ничего не построил, с адвокатом, который никого не защитил… Свт. Григорий Богослов в связи с этим предостерегает: Более будь привязан к Богу, чем стой за учение о Боге. Всякое слово можно оспаривать словом; но жизнь чем оспоришь? (Мысли, писанные четверостишиями).

Иисус Христос непосредственно возвещает волю Божию людям, а не через исследование и изучение Писания, как делали это книжники. Он, как Сын Божий, не имел в этом необходимости, поэтому со властью, данной Ему Отцом Небесным, говорил: Вы слышали, что сказано древним: – А Я говорю вам (Мф. гл. 5). Это не могло не шокировать книжников и не вызывать удивление народа.

Сегодня человек, опытный в духовной жизни, может дать совет на основании Священного Писания, Предания святых отцов, своего собственного опыта (молитвы, жизни по евангельским заповедям, общения с благочестивыми людьми, участия в церковных Таинствах). Но это не будет советом “книжника”, поскольку “книжник” всегда исходит из “буквы” Закона, а буква убивает, а Дух животворит (2Кор. 3;6).

Цель же духовного совета – привести человека к Богу, поставить его пред Господом, чтобы он сам научился богообщению. При этом человек берет ответственность за свою жизнь, осознанно, с помощью Божией сам принимает решения. Если же за вас принимают решения, утверждают, что Бог уже все решил за нас и от нас требуется только безоговорочное послушание, то знайте, что вместо духовного человека вы напали на современного книжника.

Став христианином, необходимо опасаться выродиться в книжника и фарисея. У книжника есть, казалось бы, евангелие, но оно – без Христа. А у фарисея есть только он сам – без Христа и Евангелия. Путь книжника – это путь осуждения, а путь фарисея – это лицемерие.

В синагоге, где проповедовал Иисус, находился человек, одержимый нечистым духом. Бесноватые и одержимые встречались во множестве в то время. С одной стороны, это люди, страдающие психическими заболеваниями (как бы мы сказали сегодня) и искаженно воспринимающие реальность. С другой стороны, встречались тяжелые формы воздействия темных потусторонних сил (бесов) на человека, которые напрямую управляли его поступками и мыслями. Как мы видим, таких людей не отлучали от молитвенного общения и не выгоняли из синагоги.

Внезапно, по-видимому, прервав Иисуса, одержимый вскричал, упрекая Господа в том, что Он пришел погубить их, и сказал, что знает, Кто Он – Святой от Бога. Да, Иисус пришел, чтобы освободить людей от власти диавола. Он дал людям ясные ориентиры и четкие критерии на уровне повседневной жизни: что от Бога, что от людей, а что от диавола. Это было тем новым учением, которое так поразило народ. Но больше всего их удивило, что Иисус приказал бесу и тот подчинился.

Когда одержимый, подчиняясь указаниям нечистого духа, стал свидетельствовать, что перед ним – Святой от Бога, то Иисус сразу же заставил его замолчать. Хотя свидетельство это было истинно, но оно исходило от богопротивника, поэтому Иисус не принял его. Бес пытался войти в доверие к Иисусу, он преследовал свои собственные цели, чтобы избежать изгнания, а не чтобы свидетельствовать об Иисусе.

Этот случай учит нас не рассказывать о людях что-либо, пусть даже это правдиво и истинно (было на самом деле), с целью опорочить или оклеветать их, высмеять, вообще создать у слушателей мнение о других, которое выгодно нам самим. Именно так и поступил бес в капернаумской синагоге. Свт. Василий Великий говорит, что об отсутствующем брате не должен христианин ничего говорить с намерением очернить: это есть клевета, хотя бы сказанное было и справедливо (Беседа 10-я, на гневливых).

Иисус освобождает одержимого от власти нечистого духа. Господь властно обращается к бесу, повелевая ему замолчать и выйти из человека. Видимым знаком исполненного повеления было то, что одержимый затрясся и громко вскричал. Бес совершил свое последнее насилие над человеком, как бы мстя ему за освобождение.

Люди были изумлены и потрясены увиденным, как будто обращались с вопросом: Что это за учение новое, что Он властно духами нечистыми повелевает, и они подчиняются Ему? Они были убеждены, что посвящение в новое учение, которое проповедает Иисус, способно самим фактом обладания определенными знаниями изгонять нечистых духов. Только нужно знать определенные словесные формулы и уметь их применять. Но подобное убеждение – есть результат магического мышления: если я сделаю то-то и то-то правильно, по магической рецептуре (пошепчу, покручу, поверчу и т.п.), то получу предсказуемый, ожидаемый мной результат. Но это неверно.

Господь откроет впоследствии, что род сей не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9;29). Требуется участие Бога, Его благодатная помощь, о которой мы просим в сосредоточенной молитве, собирая все свои душевные силы воедино, и пост, как жертвенное напряжение наших телесных сил. Магия (колдовство) выводит действия Бога за границы человеческой жизни, тем самым поражая религию в ее корне и основании. Магическому мышлению не нужна вера, ему не нужен Бог, не нужна Церковь. Иисус же всегда требует от людей веры.

После исцеления бесноватого в синагоге Капернаума молва о Иисусе стала стремительно распространяться по всей Галилеи и за ее пределами.

Священник Алексий Филякин.