cropped-znamenie-e1460068607782.jpg
Домодедовская муниципальная газета "Призыв"Новости, интервью, очерки, зарисовки, оперативная и официальная информация, рекламные объявления

Не преступай клятвы

Копия volochovВо Второзаконии сказано так: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего…»

Правда, не всё так просто было в разводе, о котором говорит Второзаконие.  Сам оборот «…находит в ней что-то противное…» означал для евреев совсем не то, что взятая жена просто не понравилась вдруг мужу и он решил её поменять…

   Вернее, так: трактовалось это место по-разному.  Ревнители Закона говорили, что здесь речь идет о нарушении чести супругой. Так или иначе: несоблюдением девства, нарушением супружеской верности или вольным соблазнительным поведением. И это является достаточным основанием для развода. Либеральные законники считали, что если жена вообще мужу не очень приятна, он может с ней развестись, найдя в ней «что-то противное», т.е. по сути, повод мог быть любым. Приблизительно как у нас сегодня.  Женщина была несколько ограничена в инициативе этого процесса, но мы отлично понимаем,  что при желании спровоцировать «что-то противное» было несложно.  Так было на тот момент иудейской  истории. И когда Иисус говорил о разводе, он говорил о том, что практически всех очень  волновало. Вот как вас сейчас. Всем казалось и кажется, что есть какое-то новое, революционное решение  таких  проблем, что это как-то можно увязать с духовной жизнью и примирить с Церковью и Законом. Люди, живущие на запад от нас, далеко продвинулись в подобных представлениях.  Во все века в глубине человеческого сердца таится надежда, что можно быть духовным человеком и жить по плоти. И Спасителя много раз спрашивали об этом. И когда выясняли, чей будет жена семи умирающих братьев. И когда богатый юноша спрашивал про Царство Небесное. Он думал, что его как-то можно увязать с его благополучной и безопасной жизнью.  И когда напоминали, что Моисей разрешал давать жене разводное письмо…

И Господь в другом месте  вспоминает  про это письмо и говорит: «Это по жестокосердию вашему дали эту заповедь. А изначально не было так».  Изначально  Бог сотворил мужчину и женщину вообще как одно существо. «Ребро» в древнееврейском можно прочитать, как «грань», как  часть, сторону одной личности. Такое представление о природе человека сохранялось очень долго. И ещё в ранней Византии муж за жену и жена за мужа могли давать показания в суде, как один человек.

Но если человек видится так, то о каком разводе может идти речь? Развод в логике такого взгляда есть  нарушение самого устройства человеческой природы. Прелюбодеяние в терминах Ветхого Завета есть ещё и измена Богу, уход к богам иным. И когда Христос называет развод прелюбодеянием,  он говорит  не о физической измене, замене одной жены другой. Он говорит об измене Богу,  измене Закону. В духовном пространстве не может быть никакого развода. Там « не женятся, не посягают…», там живут одним Богом и одним Законом.  Предполагающему возможность развода там просто нет никакого места.

Вообще за этими двумя стихами Нагорной проповеди стоит очень много. Целое учение об истиной, реальной природе человека. Природе, про которую в 81 псалме говорится : «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы». К слову сказать, стоявшие тогда перед Иисусом иудеи лучше нашего были осведомлены в этом учении и тоньше его понимали и чувствовали. Они знали, что жена, женщина есть олицетворение души человека. Им нужно было только напомнить, что сам человек не может поменять душу, взять одну, а потом другую.

Дальше, в продолжении своей речи, Христос ещё тверже говорит о том, что многое из того, что человеку кажется возможным и даже привычным, в мире духовном, в Небесном царстве невозможно.

        Вот что он говорит: «…Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.  А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;  ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;  ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.  Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».

       Мне кажется, что мы понемногу начинаем понимать некоторые принципы Нагорной проповеди и уже легче сможем понять, о чем здесь идёт речь.

Протоиерей Александр Волохов.