cropped-znamenie-e1460068607782.jpg
Домодедовская муниципальная газета "Призыв"Новости, интервью, очерки, зарисовки, оперативная и официальная информация, рекламные объявления

Чтобы не рухнуть тебе в эту пропасть

Копия volochov…У нас у всех есть представление о внутреннем человеке. Мы знаем, что в нас есть что-то, что противостоит миру, что заставляет нас думать о вещах не видимых в реальности, видеть их и стремиться к ним. Это не такая уже и редкость, думается, что вокруг нас до сих пор всё- так  больше верующих людей. Верующих, так или иначе, в той или иной степени.  Все мы опытно знаем о внутреннем человеке, живущем или желающем жить по  Закону. Но есть в нас и внешний человек, которому Закон в тягость, для которого тело  и обстоятельства реальной  жизни имеют решающее  значение. И это совсем не мирное соседство.

В Нагорной проповеди есть два парадоксальных увещевания – если глаз соблазняет тебя, то вырви этот глаз и выбрось. Пусть погибнет один этот глаз, а не всё твоё тело. Потом, то же сказано и про руку, которую лучше отсечь и выбросить, чтобы спасти всё остальное тело. Удивительный по устройству,  но, по сути, бездушный человеческий глаз разве может сам по себе соблазнять нас? И уж тем более наша собственная рука? Что здесь говорит нам Господь?

29.Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. 30. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

Это очень известное место Евангелия, но смысл известных мест не всегда бывает очевидным. Сказано так после слов о том, что кто смотрит с вожделением, тот прелюбодействует в сердце своем. И всё вроде бы понятно – человек соблазняется взглядом или желанием действия. В другом месте евангелия от Матфея сказано про ногу, которую тоже лучше отсечь, если она соблазняет: «… чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну…» Но ведь геенна — это потом, это посмертное наказание, это то, что будет с человеческой душой. Но тогда значит, что совсем не о реальном физическом глазе, руке или ноге говорит Христос.  И, кстати, слушатели его прекрасно понимали, о чем идёт речь. Глаз в ветхозаветной символике означал человеческую мысль. Рука означала человеческое желание и действие. Нога – человеческие пути, реальные и таинственные. И если мы примем это ко вниманию, то услышим, что Христос говорит: « Для того, чтобы тебе не рухнуть в эту пропасть, ты должен  вырвать это из себя, когда это только мысль, только начало желания и начало губительного пути. Пока это ещё только соблазн». И это – Закон, новый Закон. По этому закону ты будешь судиться не за сделанное уже, а за то, что не убил в себе эти начатки и первенцы…

Добавим к этому ещё и то, что современные Спасителю иудеи не очень верили в посмертное воскресение, и тем более в воскресение человеческого тела. Может быть, здесь Христос говорит и о том, что такое воскресение неминуемо будет. И это воскресшая на последний суд плоть пойдет в небытие за вожделевший человеческий глаз, за мутные и губительные желания, за кривые, сладострастные пути.

Дальше в Нагорной проповеди Христос говорит: «…Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует…»

Нам покажется это странным, но в Иудее времен Христа процедура развода была достаточна проста. Нет, в отношении брака и брачных обязательств общество еврейское вовсе не было распущенным и либеральным. Это  было традиционное общество. Но процедура развода была не сложной и разводы не были чем- то необычным.  Во Второзаконии сказано так: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего…» Правда не всё так просто было в разводе, о котором говорит Второзаконие.  Сам оборот «…находит в ней что-то противное…» означал для евреев совсем не то, что взятая жена просто не понравилась вдруг мужу, и он решил её поменять…

Но об этом мы поговорим с вами в следующий раз.

Протоиерей Александр Волохов.